Обсудить ваш проект
Отечественный ИИ всех обогнал. Технический директор ООО "Синимекс Дата Лаб" Кирилл Дубовиков комментирует развитие технологий искусственного интеллекта в России в материале ComNews.

30% российских компаний активно внедряют технологии, связанные с искусственным интеллектом (ИИ), в то время как в среднем по миру этот показатель равен 22,3%. Такие данные приводит компания Microsoft по результатам исследования. Кроме того, аналитики выявили связь между использованием искусственного интеллекта и темпами роста компании.

Эксперты Microsoft представили исследование "Бизнес-лидеры в эпоху ИИ" (Business Leaders in the Age of AI), которое они провели с 18 по 27 января этого года. В выборку попали компании с численностью от 250 человек. В опросе приняли участие 800 менеджеров высшего звена из Франции, Германии, Италии, Нидерландов, России, Швейцарии, Великобритании, США (100 респондентов на страну).

К компаниям, активно внедряющим ИИ, исследователи отнесли те организации, где технология стала официальной частью корпоративной стратегии, а также те, в которых ИИ - часть структуры компании.

"30% российских руководителей активно внедряют ИИ: в среднем по миру этот показатель равен 22,3%, а к примеру, во Франции - только 10%", - приводит данные Microsoft.

По наблюдению авторов исследования, российские руководители среди основных приоритетов использования ИИ назвали постановку правильных целей (32%), разработку бизнес-идей (26%), определение новых возможностей рынка (25%) и принятие решений (23%).

По данным исследования 73% директоров российских компаний считают, что технология позитивно повлияет на управленческую деятельность. 90% из них захотели получить поддержку профессионалов, чтобы лучше и эффективнее работать с этой технологией (в мире же этот показатель составляет 67,3%). При этом 30% из них готовы выделять время для адаптации к новым условиям работы (данные по миру - 20,3%).

65% российских бизнесменов считают, что ответственность за этику применения ИИ лежит на руководителе компании. В мире такой точки зрения придерживается 53,9% директоров.

Связь между использованием ИИ и темпами роста компании, по мнению экспертов Microsoft, наблюдается в том, что 40,6% руководителей быстрорастущих компаний по всему миру активно внедряют ИИ, в то время как среди медленнорастущих компаний этот показатель оказался более чем в два раза ниже и составил всего 18,5%. Быстрорастущие компании также выразили готовность внедрять ИИ в обозримом будущем: 93,2% руководителей таких организаций намерены использовать ИИ при принятии решений в течение года - трех лет, в медленнорастущих компаниях 64% руководителей сделают это только в течение трех-пяти лет.

К быстрорастущим исследователи отнесли те предприятия, темпы роста выручки которых, по их прогнозам, будут измеряться двузначной цифрой в течение следующих пяти лет. К медленнорастущим отнесены те предприятия, темпы роста выручки которых, по их прогнозам, составят менее 10%.

Технический директор ООО "Синимекс Дата Лаб" Кирилл Дубовиков с уверенностью заявил, что Россия опережает страны Европы в вопросах применения ИИ.

"Например, по данным Deep Knowledge Analytics, в нашей стране, наряду с Польшей, не только наибольшее в Восточной Европе количество компаний, которые так или иначе в своей деятельности прибегают к использованию технологии, но и максимальное количество инвесторов и стартапов. Качество наших решений и уровень экспертов также крайне высоки. Российские специалисты по анализу данных прочно закрепились на четвертом месте в рейтинге крупнейшей площадки для проведения соревнований в области ИИ - Kaggle. Любой крупный бизнес или заинтересован, или уже использует ИИ. Инициативы рассматриваются и на государственном уровне. Например, нейротехнологии и ИИ являются частью нацпрограммы "Цифровая экономика". Однако многим организациям все еще не хватает гибкости для того, чтобы быстро опробовать и внедрить новые технологии и практики. Решения на базе ИИ требуют скорости - большого числа экспериментов, проверки гипотез. Для этого нужно готовиться как организационно, так и технически. Развитая культура сбора и каталогизации данных, наличие платформ для обработки и анализа данных, готовность бизнеса к экспериментам и талантливая многопрофильная команда - определяющие факторы успеха", - считает он и добавляет, что отсутствие оцифрованных данных препятствует применению ИИ.

"Так, многим компаниям интересно повышать эффективность и безопасность процесса закупок за счет ИИ. Зачастую эти процессы недостаточно информатизованы. Подобные проблемы возникают и на производствах. ИИ может помогать улучшать качество производимой продукции и снижать процент брака, но перед применением алгоритмов для анализа данных оборудование необходимо оснастить датчиками и подключить к системе мониторинга. Таким образом, выгоду от ИИ получают организации, которые уже автоматизировали и цифровизировали ключевые бизнес-процессы", - отметил Кирилл Дубовиков.

Генеральный директор компании "Вокорд" Константин Кравченко сказал, что российские технологии ИИ - одни из лучших в мире. "Мы можем говорить о четко прослеживающейся тенденции: технологии, основанные на искусственном интеллекте, развиваются быстрыми темпами. Они внедряются повсеместно в производственные процессы, в повседневную жизнь. Отечественные софтверные продукты конкурентоспособны на мировом рынке. ИИ востребован и внедряется в финансовом секторе, телекоммуникациях, розничной торговле, сфере обслуживания, на транспорте. Интеллектуальные решения применяются для управления транспортными потоками, мониторинга платных магистралей, предоставления сопутствующих сервисов, в системах "безопасный город". На базе машинного зрения разрабатываются решения, которые нашли широкое применение в сегменте "умных дорог". Максимальный эффект от инвестиций наблюдается в тех отраслях, где больше других применяются ИТ-технологии. Новые разработки там внедряются достаточно быстро, и результат виден через один-два года", - прокомментировал Константин Кравченко.

Генеральный директор "Abbyy Россия" Дмитрий Шушкин подтвердил, что ИИ, машинное обучение, NLP становятся неотъемлемым элементом цифровой трансформации компаний разных отраслей и 2018 г. стал знаковым для российского рынка.

"Мы видим это и на примере заказчиков Abbyy: по итогам прошлого года, наши доходы от проектов для бизнеса с применением технологий ИИ в России выросли на 63%. Почти все крупные российские компании применяют ИИ в том или ином виде. Это интеллектуальная обработка информации, компьютерное зрение, распознавание лиц, речи и другие технологии. Наиболее активно ИИ внедряют банки, ретейл и телекоммуникации: они живут в условиях высокой конкуренции за клиентов, поэтому начинают применять инновации одними из первых. В последнее время больше проектов появляется в нефтегазовой и энергетической отрасли. Полагаю, что потенциал России в области развития ИИ огромен. Один из наиболее активно растущих сегментов, по нашему опыту, - ИИ для извлечения структурированных и неструктурированных данных, классификации и поиска информации в корпоративных источниках. Forrester Research отмечает, что 60% руководителей компаний считают сложность работы с неструктурированными данными главным препятствием на пути цифровой трансформации бизнеса. Интеллектуальные решения с применением технологий обработки естественного языка помогают компаниям решить эту проблему, расширяя возможности в процессах, связанных с обработкой больших объемов данных", - прокомментировал Дмитрий Шушкин.

Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров предположил, что авторы опроса задавали вопросы прежде всего руководителям коммерческих компаний. "В этом сегменте цифры точно отражают состояние дел. Исторически так сложилось, что российские компании активно занимаются технологиями искусственного интеллекта, поскольку эти технологии крайне востребованы при решении задач обработки сигналов, речи, образов - то, чем славится российский разработчик. Естественно, что эти решения разработчик предлагает в первую очередь российским клиентам, которые также разделяют эту идеологию, поскольку учились в тех же вузах, что и разработчики, и хорошо знают разработчиков лично. Наиболее активно применение ИИ в решениях, связанных с обработкой сигналов - речевых, акустических, визуальных, - в распознавании образов, в управлении сложными мультиагентными системами и процессами без участия человека, в киберфизических системах. Важный сегмент - работа с большими данными. Применение таких технологий происходит в ретейле, рекламе", - говорит Валентин Макаров.

"Российский ИТ-бизнес крайне активен и гибок в поиске клиентов. Везде, где есть потребность в решениях ИИ, он их предложит. Пожалуй, что фармакология имеет еще неиспользованный потенциал, медицина кране интересна", - подчеркнул Валентин Макаров.

Руководитель центра разработки компании Artezio (входит в группу компаний "Ланит") Дмитрий Паршин отметил, что в компании видят увеличение спроса на решения с использованием ИИ. "В Artezio приходит много запросов на продукты и решения, которые подразумевают обучение и использование ИИ. Фактически ИИ становится ключевой технологией, и в будущем мы увидим значительный рост внедрения и спроса на соответствующую разработку. Со своей стороны, мы готовимся к этому, занимаясь собственными исследованиями ИИ. Наиболее активно ИИ внедряют в медицине и транспортной сфере. Беспилотные автомобили - уже реальность, причем не только на Западе, но и в России, где делаются значительные шаги по разработке на этом рынке. Среди ключевых сфер для внедрения ИИ - управление многими координированными процессами (например, транспорт, изготовление материальных объектов, энергетика), быстрое оказание помощи людям для поддержания их здоровья и жизни (медицина, спасательные работы), юридическая сфера", - сказал Дмитрий Паршин.

Он отметил, что, однако, есть сферы, которые не демонстрируют большого интереса к решениям ИИ. "Есть большие возможности для применения интеллектуальных технологий в области государственного управления, управления финансами и городской инфраструктурой. Отдельные решения с ИИ в этих областях, безусловно, есть, но их могло бы быть значительно больше", - добавил Дмитрий Паршин.

Генеральный директор F2F Group Борис Фрол считает, что ИИ, "понимая" и имитируя поведение человека, незаменим в сферах страхования, финансовых организациях, маркетинге и нейромаркетинге, на транспорте - в тех областях, где необходимо максимально точно оценить и интерпретировать поведение человека для успешного ведения бизнеса.

Представитель пресс-службы ГК "Ай-Теко", комментируя исследование, сказал, что данные выглядят реалистично, учитывая, что масштабный переход к цифровизации и кардинальная модернизация оборудования и инфраструктуры - задача большинства крупных компаний в России.

"В целом, на наш взгляд, ИИ и связанные с ним технологии широко распространены в отраслях с более высоким уровнем автоматизации процессов. В таких отраслях, как нефтегазовый сектор, ретейл, телеком, крупные компании уже находятся на очень высокой степени цифровизации, и внедрение ИИ становится следующим шагом. Однако есть отрасли, которые начинают этот путь с более низкого старта и должны для сохранения и роста конкурентоспособности проходить этот цикл быстрее. Это, например, энергетика, сельское хозяйство, крупные сборочные производства. Решения на основе ИИ наиболее эффективны там, где требуется либо качественное выполнение типовых рутинных операций - например, скоринг в банке или оценка параметров работы оборудования под землей или водой в добывающей промышленности, - либо быстрое "сканирование" информации и принятие на ее основе достаточно простых решений - как правило, рекомендательных, так как решающее слово остается все равно за человеком. В целом рынок систем ИИ будет расти, но стоит отметить, что на этом пути придется столкнуться не только со стандартными задачами эффективности, конкурентоспособности и защиты данных, но и с серьезными вопросами в области этики - взаимодействие человека и искусственного интеллекта, права и обязанности роботов, разделение ответственности в принятии решений и много других пока не исследованных в достаточной мере вопросов", - заметил представитель пресс-службы ГК "Ай-Теко".

Руководитель цифровой лаборатории Softline Юрий Зайцев сказал, что лидерами в применении ИИ являются Digital native компании. "Это компании из области ритейла, банковской отрасли, цифровые компании вроде Яндекса. Также в российской экономике есть лидеры, которые движутся в этом направлении, инвестируют в развитие ИИ  и имеют определенный план действий по их внедрению и использованию. Например, у Сбербанка есть целое подразделение компетентных сотрудников, которые этим занимаются. Помимо этого, они покупают компании-стартапы, вроде VisionLabs, специализирующейся на разработке технологий по распознаванию лиц, и продолжают приобретать те компании, у которых есть перспективные технологии. Они не только их внедряют, но и планируют с помощью этих технологий генерировать выручку и конкурировать с крупнейшими компаниями, в том числе международными гигантами. Есть также лидеры и в промышленном секторе - например, "Северсталь" - у них есть видение применения интеллектуальных технологий в их бизнесе и они активно внедряют и используют их", - привел примеры Юрий Зайцев.

Константин Кравченко из компании "Вокорд" назвал перспективы роста рынка ИИ в России хорошими. "Среди руководителей новой формации есть четкое понимание, для чего нужно внедрять эти технологии. Попутно будет обновлена инфраструктура и аппаратно-программные платформы", - добавил он.

Кирилл Дубовиков из "Синимекс Дата Лаб" сказал, что влияние ИИ на нашу жизнь трудно не заметить уже сегодня. "Рост будет большим, как и область применения: больше идей, компаний, проектов, экономического эффекта при внедрении", - считает он. 

Руководитель направления "Машинное обучение" компании "Норбит" (группа компаний "Ланит") Дмитрий Тимаков сказал, что Рынок ИИ в России довольно сложно посчитать в денежном выражении (по некоторым оценкам он составляет порядка 30 млрд руб.), но, несмотря на информационный шум и маркетинговые вбросы, мало у кого есть сомнения в том, что сегодня рынок ИИ реально существует и довольно динамично развивается.

Юрий Зайцев думает, что рынок ИИ будет развиваться, но компаниям потребуется еще какое-то время, чтобы начать активно внедрять и использовать интеллектуальные решения. "У крупных быстрорастущих компаний уйдет на это около 2-х лет, остальным потребуется чуть больше времени и успешный опыт компаний-лидеров", - говорит он.

Валентин Макаров прогнозирует, что рост рынка ИИ-решений в России продолжится. "Но этот рынок будет развиваться медленнее, чем продажи российских производителей ИИ. Слишком неповоротлива в России система регулирования, которая пока не способствует внедрению ИИ в новых секторах экономики", - считает он.

Источник: comnews.ru